Как выбрать франшизу?

Как выбрать франшизу

Франшиза — это разрешение на использование товарного знака, названия и технологий другой фирмы. Часто предложения оформления франшиз поступают со стороны крупных компаний, однако есть случаи, когда в этом принимают участие более мелкие игроки. Задумываясь о подписании условий, первым делом нужно убедиться в честности и добросовестности предпринимателя. Это даёт возможность избежать многочисленных проблем.

В этой статье вы прочитаете, как выбрать франшизу, чтобы не только не обанкротиться, но и увеличить заработок.

Как выбрать франшизу

Ценности франшизы

При некоторых обстоятельствах формирование франшизы является самым простым и быстрым вариантом привнести что-либо инновационное в компанию. Например, при запуске собственного бизнеса она позволяет за короткий период наладить механизмы управления и производства.

  • Стремительное завоевание рынка. Поскольку выпускаемые изделия уже пользуются спросом потенциальных покупателей, бороться за собственную нишу продаж не надо.
  • Проверенный план развития бизнеса. Не нужно тратить время и средства на анализ конкурентов, исследование каналов сбыта и экономические подсчёты. Эти факторы уже учтены франчайзером.
  • Удобный старт для новичка. Люди, которые только недавно открыли для себя бизнес-сферу, будут предупреждены о вероятностях рисков и неудач. Начинающий управленец будет иметь больше преимуществ по сравнению с конкурентами с тем же опытом.
  • Помощь куратора. Повысить популярность торговой марки — одна из основных задач франчайзера. Поэтому в его обязанности входит постоянная поддержка и консультирование бизнес-партнёров по вопросам продвижения, внедрения инноваций и маркетинговых исследований.

Кейс «Кальянная». (Материал предоставила Юлия Кочаровская, юрист по образованию)

На обсуждении того, какую кальянную выбрать для оформления франшизы, было предложено три заведения: Moskalyan, Мята Lounge и HookahPlace.

Приоритет сотрудничества с франчайзерами из Мяты Lounge заключался в том, что они не требовали постоянной выплаты гонорара. После переговоров, расчётов показателей окупаемости и планирования работ Юлия с коллегами решили, что данное заведения предлагает самые выгодные условия. Сделка была успешно заключена.

Когда коллектив Юлии столкнулся с проблемой отсутствия помещения, куратор поддерживал их и помогал искать подходящие предложения.

Франшиза предполагает наличие не только прав, но и обязанностей. Чтобы пользоваться всеми благами, необходимо придерживаться установленных принципов ценообразования и взаимодействия с покупателями. Быстро внедрить изменения, не посоветовавшись с основными представителями бренда, не получится.

Виды франшиз

Согласно члену Российской ассоциации франчайзинга Сергию Дегтяреву, франшизы делятся на три условные группы.

1.Новички

Они научат основам регулирования бизнеса и будут направлять вас на начальных стадиях. Однако совершенствовать принципы сбыта, приспосабливать бизнес к вашей местности и бороться с кризисами придётся в одиночку.

К франшизам-новичкам обычно относятся молодые фирмы с малым количеством филиалов. Им не знакомы кризисные обстоятельства, когда компания вынуждена помогать невезучим партнёрам. Результат — недостаточное количество знаний и опыта, неуверенность в действиях.

Есть предложения франшиз за 200 000 р. В эту стоимость входят знания и ресурсы, которые помогут сберечь деньги при открытии бизнеса.

2.Уверенные

Фирмы, которые открыли более двадцати точек и проработали хотя бы полгода. Они уже могут похвастаться навыками выхода из негативных ситуаций, а также незаменимыми умениями и материалами. Этот вид обойдётся дороже, но в то же время будет менее рискованным.

3.Продуманные

Повышенная стоимость оправдана максимальным комфортом: вы будете уверены в благополучии бизнеса, ведь эта система налаживалась сотни раз во всех уголках страны и мира.

Такие фирмы отлично понимают важность географического положения для развития предпринимательства. Чтобы минимизировать риски и не столкнуться с банкротством, они активно поддерживают партнёров. Однако сейчас можно назвать не больше сотни компаний такого типа.

Сергей Дегтярев даёт несколько советов о том, как выбрать франшизу. Надо точно знать, какие обязанности придётся исполнять самому, а какие можно будет делегировать. Например, если контракт предполагает исключительно размещение вашего подразделения на сайте и отправку файла с инструкциями, то осуществлять реализацию товаров вы будете самостоятельно. Начинающему специалисту будет нелегко разобраться в этом. А это наиболее трудная часть, определяющая успешность функционирования всего производства.

Как найти франшизу?

Есть несколько критериев, по которым можно выбрать наиболее подходящую франшизу. Самые проверенные — это сфера, доход, время открытия и допустимые вложения.

Выбор сферы бизнеса — это самый важный этап создания франшизы. О текущих инициативах можно узнать на специальных сайтах — beboss, businessmens, topfrancise и других. Для удобства пользователей многие площадки ввели возможность подбора франшизы по критериям: отдых, путешествия, красота и здоровье, досуг, еда и так далее. Это хороший способ узнать общую информацию и открыть для себя что-то новое.

Чтобы не жалеть о сделанном выборе и не работать в бесприбыльной или скучной нише, используйте следующие принципы отбора:

  • Метод исключения. Вычеркните из списка сферы, которые точно не принесут вам никакого удовольствия. К примеру, если бесконечные пробки на дорогах и запах бензина портят вам настроение, то открытие автомастерской — не самая лучшая идея.

  • Визуализация. Исследуйте оставшиеся отрасли. В этом вам помогут фотографии, видеозаписи, беседы с сотрудниками и чтение последних новостей. Попытайтесь как можно точнее вообразить атмосферу на производстве, а потом съездите туда на экскурсию. Этот метод откроет вам самые достойные и интересные варианты.

1.Запланированная прибыль

Ещё один хороший вопрос для фильтрации. Какой доход вам будет ежемесячно приносить каждый филиал? В зависимости от типа предприятия размер и стабильность выручки будут разными.

Часто владельцы франшиз могут преувеличивать денежные показатели, желая представить компанию в более выгодном свете. Очень редко можно встретить усреднённые величины, большинство предложений содержат максимальные цифры. Поэтому важно мыслить логически и тщательно проверять информацию. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, лучше сразу уменьшать предполагаемый доход в два раза.

2.Скорость получения прибыли

У разных компаний — разный срок окупаемости. Где-то чистая прибыль появляется сразу после открытия, а где-то её не могут дождаться месяцами.

Логично, что более дешёвая франшиза принесёт прибыль нескоро. Если бы небольшая компания была действительно так развита, как сама себя позиционирует, то она давно бы уже вышла в более престижный сегмент. А так — не может достичь целей без поддержки партнёров.

Чтобы грамотно оценить состояние дел, проконсультируйтесь с профессионалами из интересующей вас сферы. Таким образом вы будете в курсе последних событий и скрытых особенностях.

3.Сумма вклада

Покупка франшизы может обойтись как в 200-300 тысяч рублей, так и в пару миллионов. У каждого ценового сегмента есть свои особенности, порождающие преимущества и недостатки.

Меньше 1 миллиона рублей. Открытие новой точки подразумевает лишь то, что вы возьмёте на себя обязанности руководителя. Если вы хотите продвинуться по карьерной лестнице и вырваться из рутинной офисной работы — такая идея вам отлично подойдёт.

1-3 миллионов рублей. Здесь вам придётся как работать, так и вести бизнес. Однако некоторые задачи способен выполнить ваш заместитель.

Более 3 миллионов рублей. В таких франшизах получение прибыли поставлено на поток, а кадровым руководством занимается не владелец, а управляющий. Хотя это далеко не потолок — встречаются и более дорогие проекты, стоимостью за 10 миллионов.

По мнению Сергея Дегтярева, размер инвестирования не должен играть большую роль при выборе франшизы. Так, объём вложений в его компанию составляет от 1,5 до 4 миллионов. Примерно половина партнёров занимают деньги в банке, не внося собственных средств. И более 70% вкладчиков пользуются кредитными деньгами.

4.Частые ошибки предпринимателей

Как писал Лев Николаевич Толстой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по-своему». Это суждение подходит и для бизнеса. Директор по франчайзингу #Лаваш Альберт Хамзин выделяет 4 фактора, предотвращение которых облегчит запуск продукта.

Планирование бюджета впритык. Как бы человечество ни старалось, мы всё ещё не умеем идеально предсказывать будущее. Поэтому нельзя быть уверенным, что дела, открытые на единственные накопления или с помощью кредита, не прогорят. В результате вы увязните в вечных долгах и незапланированных издержках. Поэтому, составляя финансовый план, приберегите определённую сумму про запас.

Нежелание прилагать усилия. Если бизнесмен уже владеет одним предприятием и регулярно получает с него доход, то он может быть не заинтересован в быстром старте новой франшизы. Однако любое начинание требует вложения сил и времени, иначе прибыль будет отсутствовать не только в настоящий момент, но и в перспективе.

Спешка. Окрылённые планами и мечтами, неопытные предприниматели за считанные недели договариваются об аренде и ремонте помещения, нанимают работников и начинают производство. Но вскоре оказывается, что местоположение неудобное, сырьё от поставщиков некачественное или сотрудники плохо обучены. Эти проблемы проще было выявить и решить до начала производства, чем после.

Неумение справляться с неприятностями. Многие управленцы понятия не имеют, как поступить в случаях незапланированных проверок, возникновения жалоб и конфликтов с поставщиками, работниками или арендодателем. Чтобы случайно не нарушить закон, ознакомьтесь с официальными документами, регулирующими ведение бизнеса в вашей стране.

Как проверить нравственность франчайзера?

Найдите в открытых источниках информацию о компании, побеседуйте с её партнёрами и ознакомьтесь с критикой.

1.Отзывы

Преобладание отрицательных характеристик в сети — это показатель того, что PR-специалистам фирмы безразлично мнение её клиентов. Довольные покупатели редко делятся своим опытом, зато обиженные легко публикуют негативные комментарии в несколько тысяч знаков.

Франшизы, имеющие десятки, а то и сотни, нелестных отзывов, вряд ли доставят вам удовольствие. Но совсем бояться критики не стоит — десять уничтожающих сообщений из тысячи не принесут вам огромных неприятностей. Всем угодить нельзя, однако прислушиваться к мнению общественности — правило хорошего тона для любого предпринимателя.

Свяжитесь с теми, кто уже приобрёл франшизу. Это могут быть люди из вашего населённого пункта или других городов с похожими демографическими характеристиками. Если совесть фирмы чиста, франчайзер поделиться с вами любыми контактами.

Комментарий Сергея Дегтярева: постарайтесь связаться с людьми, которые добились максимального успеха. Как и вы, они когда-то неуверенно начинали свой путь в этой сфере. Попробуйте проанализировать их стратегию и выявить возможные причины успеха.

Процент удачливых и неудачливых партнёров разнится в разных типах рынка. В некоторых сетях это пропорция 10 успешных на 90 безуспешных (а то и наоборот), а где-то — 50 на 50.

2.Верификация компании

На сайте Федеральной налоговой службы можно узнать историю работы предприятия, хронологию уплаты налогов и намерения закрываться. Для этого пробейте название или ИНН в специальном поиске.

Из списка арбитражных дел выясните, участвует ли франчайзер в прошедших или текущих судебных тяжбах.

О задолженностях фирмы можно узнать на электронных ресурсах Федеральной службы судебных приставов. Если у фирмы много долгов или она участвует в судебных разбирательствах, лучше воздержаться от приобретения такой франшизы.

Как оформить договор франчайзинга?

Российское законодательство не включает в себя термин «франчайзинговый договор». Поэтому принято рассматривать определение договора коммерческой концессии или лицензионного договора, согласно которому субъект получает некоторую интеллектуальную собственность в пределах франшизы. Существуют и другие виды договоров: оказания услуг, поставки или аренды.

Эксперты называют франшизу совокупностью инструментов для открытия и расширения предприятия, которые предоставляются партнёру: консалтинг, технические и IT-решения, маркетинговые инструменты и так далее. Этот список может содержать несколько других условий. В ваших интересах — досконально сопоставить информацию в договоре и «рекламные» речи франчайзера. Если какие-то обещания не прописаны в соглашении, их не выполнят.

Договорённость регулирует соотношения ваших обязанностей и обязанностей франчайзера. Заранее найдите юристов, специализирующихся на этой теме. Они не будут отговаривать вас от подписания документа, но подчеркнут спорные моменты.

Особенность франчайзинговых договоров заключается в том, что франчайзи рискует получить гораздо больше санкций, чем франчайзер.

Это не повод для паники, потому что вас не будут осыпать штрафами из-за каждого нарушения. Крупные предприятия обычно сначала предупреждают о проблемах и помогают с их решением. Только при отказе и игнорировании будут применяться меры воздействия. Если вы не будете специально отказываться от партнёрских обязательств, санкции вам не грозят.

Сергей Дегтярев советует обратить внимание на наличие зарегистрированного товарного знака. Франшизы решают не делиться товарным знаком ради собственной безопасности, или если он ещё не оформлен. Также его может не быть у недавно открытых франшиз, однако если вам гарантируют бесплатную передачу, это должно быть указано в зарегистрированном в Роспатенте договоре коммерческой концессии или лицензионном договоре.

Этапы начала работы по франшизе:

  1. Выбрать комфортную и интересную для работы нишу.

  2. Разработать финансовый план и рассчитать размер вложений, вероятные доходы и время получения первой прибыли.

  3. Ознакомиться с вариантами франчайзеров и с предлагаемыми типами бизнес-моделей.

  4. Удостовериться в честности франчайзера.

  5. Нанять опытного юриста и внимательно рассмотреть с ним договор.

Добавить комментарий